Кино

    Страсти Христовы

    30 апреля

    "ZENIT": "Только сила любви может победить абсурд". Единственный актер-мусульманин, сыгравший в фильме Гибсона "Страсти Христовы", рассказывает о том, чем стал для него этот фильм

    Абель Джафри – французский актер, по происхождению туарег, – единственный мусульманин, снявшийся в фильме Мела Гибсона "Страсти Христовы". В своем интервью 38-летний Джафри, сыгравший роль начальника храмовой стражи, арестовавшей Христа, говорит о том, что значил для него этот фильм.

    - Как получилось, что Мел Гибсон предложил Вам сниматься в этом фильме?

    - Во время кинофестиваля в Женеве мне позвонил по телефону его ассистент и сказал, что Мел Гибсон хочет встретиться со мной и предложить мне роль в своем следующем фильме. Я отправился на пробы в Рим:Гибсон хотел, чтобы состав актеров был по-настоящему интернациональным. Предпочтение отдавалось не звездам кино, а актерам из других областей, например, театральным, как в моем случае.

    Во время нашей первой встречи с ним мы говорили в основном о пустыне, о том, как он очарован моими родными местами – это в Алжире. Моя семья состоит из одиннадцати человек. У него семь детей. Это сблизило нас.

    Мы собираемся вместе поехать в деревню моего отца, в оазис Алуф, а также - по стопам отца Шарля Фуко – совершить путешествие в город Таманрассет и на плато Ассекрем. Этот Божий человек становится сегодня современным: режиссер Ив Буассе предложил мне сняться в фильме о его жизни в пустыне.

    - Актеры говорят в фильме на арамейском и латинском языках. Как вы готовились к этому?

    - После распределения ролей я снова вернулся в Рим, чтобы заняться арамейской фонетикой – с нами работали специалисты в этой области. Подготовка заняла несколько месяцев, затем мы собрались на большую общую репетицию, на которую съехались актеры из разных стран: мы должны были "притереться" друг к другу.

    Мел Гибсон хотел, чтобы мы были аутентичными и спонтанными в наших ролях, способными импровизировать, отвечая необузданной крикливой толпе, которую представляли 800 статистов.

    - Какие мысли вселяла в Вас Ваша роль?

    - Я был начальником стражи, которая пришла, чтобы арестовать Его после предательства Иуды. Я плевал в Иисуса. Я плохо обращался с Ним.

    Что меня потрясло больше всего – это физическое и моральное страдание, которое претерпел невинный Человек. Слепое и бессмысленное насилие – как ураган – обрушилось на Него.

    И сегодня люди позволяют себе увлекаться поспешными суждениями, без рефлексии, без совести. Позволяют манипулировать собой группам, защищающим свои личные интересы.

    В конечном итоге - все проблемы сводятся к вопросу: Почему так много ненависти? Почему любовь не любима?Получается, что в наших современных развитых обществах мы имеем те же самые реакции, что и 2000 лет тому назад. "Мессидж" фильма отсылает нас непосредственно к современности.

    - Что Вы пережили за пять месяцев съемки, начавшейся осенью 2002 года?

    - Съемки были трудными, были проблемы с погодой, но мы все были полностью погружены в историю Иисуса самым экстраординарным способом: мы были ее свидетелями. Насилие, совершающееся в фильме, - это зеркало насилия, скрытого в сердце человека. Все мы – в определенной мере – сообщники этого зла, этой тайны зла, и если мы начинаем осознавать это, никогда не слишком поздно повернуться в другую сторону, в сторону любви. Только сила любви может победить абсурд. Мы можем вместе попробовать стремиться к тому, чтобы наши ежедневные поступки были светом во тьме.

    - Вы мусульманин. Кто для Вас Иисус?

    - Иисус принадлежит каждому человеку. Он образец для всех людей. Послание, которое он несет, выходит за рамки верований.

    То, что о фильме столько спорят – это хороший знак, поскольку это говорит о том, что Иисус продолжает волновать нас так же, как и тогда, когда он шел по дорогам Палестины.

    Я счастлив, что внес свой вклад, призвав современный мир ко всеобщему братству.

    Во время съемки я был ранен в толпе – повредил спину и голени. Я попал под удары одновременно с Джимом Кэвизелом, игравшим главную роль, и мы вместе пошли в больницу. Все мое тело было в ушибах.

    Теперь я чувствую ближе, глубже – то, что перенес человек Иисус. Это глубокое чувство, это трудно объяснить словами.

    - Что произвело на Вас наибольшее впечатление во время съемок?

    - Мы были изолированы от мира и сосредоточены на истории, которая объединила нас, работая по 18 часов в день.

    Мел Гибсон часто просил меня, чтобы я был рядом с ним: он доверял мне. По воскресеньям он приглашал меня пообедать с ним и его семьей: это было моей привилегией. Его дети учились в течение того года в Италии, в американской школе. На меня сильное впечатление произвела его личность, его глубокая доброта, его уважение к людям. Он действительно руководствуется в жизни своей верой. Он не фундаменталист и не фанатик, как некоторые, кажется, думают. Он существо, исполненное мягкости. Человек, смело живущий в соответствии со своими убеждениями, не боясь того, что о нем подумают.

    - Как Вы думаете, почему Иуда предал Иисуса? Что стало причиной предательства?

    - Деньги и подлость всегда отравляют человеческую жизнь. Сегодня власть легких денег приносит в жертву планету и человечество. Пришло время понять масштабы бедствия и – встав плечом к плечу – попытаться изменить это.

    Милосердие Иисуса открывает путь к будущему. Воскресение все еще возможно, если мы все вместе дадим доказательство мужества и заботы о других.

    - Есть ли, с Вашей точки зрения, в фильме фраза, которая суммирует послание Иисуса?

    - Насилие, показанное в этом фильме, - значимое. Оно заставляет нас размышлять, в отличие от бессмысленного насилия, которые мы видим на экранах ежедневно.

    Как можно не ответить на фразу, которую Иисус произносит на кресте, когда говорит Богу: "Прости их"?В этих словах Он предлагает нам ключ к миру и счастью. Все сказано Его прощением.

    Беседовал главный редактор журнала "Lourdes" Франсуа Вейн

    "ZENIT", 27 апреля 2004 г.

    Перевод "Портала-Credo.Ru"


    3 апреля 2004

    Еще никогда религиозный фильм не приковывал к себе внимания такого огромного числа людей, как фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы". Фильм еще только готовился к премьере, а о нем, по разным причинам, говорилось уже давно. Многие евреи опасаются, что фильм всколыхнет волну антисемитизма. А некоторые христиане надеются, что после просмотра кто-нибудь придет к вере.

    После того, как Мел Гибсон показал свою ленту 4500 евангелическим пасторам, из уст проповедников нередко звучит самая настоящая реклама фильма "Страсти Христовы", повествующего о последних 12 часах жизни Иисуса Христа: "Это поразительная передача истории распятия Христа", — говорит Джек Грем, пастор баптистской церкви в городке Престонвуд, в штате Индиана.

    "Я не помню, когда последний раз я был так рад выходу фильма на экран. Такого со мной не случалось уже лет 20", — говорит Рик Уоррен, пастор церкви небольшого городка Седлбэк Вали, в штате Огайо. После предварительного просмотра фильма его церковь купила 18 тысяч билетов на премьеру. "Я уже вижу, насколько этот фильм оживит интерес к жизни Иисуса".

    "Поднимется целая буря", — вторит ему Дон Джордж, священник Голгофской церкви в городе Ирвинг, в Техасе.

    Сам Гибсон сказал, что этот фильм представал перед его воображением в течение 12 лет, когда он размышлял над библейскими историями о Боге, который стал человеком, чтобы искупить людские грехи. "Он мог бы сделать это, ткнув пальцем и пролив немного крови. Но нет — он предпочел иной путь", — отметил Гибсон.

    Обращаясь к пасторам, он поблагодарил их за молитвы, однако предостерег как-то зловеще: "Я жду, что самое худшее еще впереди. Но надеюсь, что я неправ".

    В своем первом интервью прессе исполнитель роли Христа в фильме Мела Гибсона Джеймс Кэвизел рассказал о том, что он пережил, находясь на кресте: "Я находился на кресте в течение приблизительно пяти недель при минусовой температуре, — рассказал Кэвизел в интервью известному американскому радиоведущему Шону Хэннити. — Это было на вершине утеса и было похоже на восхождение на Большой Каньон: когда начинает дуть ветер, вы находитесь в его эпицентре. Крест колебался, и я смотрел с вершины на всех этих людей, дрожащих от холода в своих куртках и варежках. Я находился там в течение многих дней, почти без одежды и со связанными руками".

    Кэвизел заметил, что Гибсон приложил все усилия, для того, чтобы сделать съемку сцен Распятия как можно более комфортной для него, поместив обогреватели у его ног так, чтобы они не входили в кадр. В результате, по словам актера, пальцы его ног поджаривались, а теплее ему не становилось.

    Низкие температуры и "поджаренные пальцы" оказались не самыми большими проблемами. "Во время сцен бичевания у меня на спине была доска, и римляне должны были хлестать по ней, — сказал актер. — Один парень промахнулся, в результате чего у меня на спине образовался 14-дюймовый шрам, и я на самом деле едва не испустил дух".

    Но и это испытание было не таким травмирующим, как молния, которая ударила в него, когда он был на кресте. "Меня зажгли как рождественскую елку", — сказал он. На вопрос, не думает ли он, что удар молнии был "Божьим знамением", Кэвизел ответил: "Я думаю, что все происходившее было знамением". Отмечая количество народа, пришедшего к вере во время съемок, он сказал, что опыт съемки истории Христа "действительно изменял жизнь людей".

    В то же самое время, Кэвизел отметил, что Гибсон старался быть "очень почтительным к таким людям, как Майя Моргенштерн, которая является еврейкой, и отец которой пережил Холокост". Моргенштерн играет в фильме Деву Марию. Актер опроверг все обвинения критиков в том, что фильм поощряет антисемитизм, подчеркнув, что в фильме с огромным уважением представлены образы Марии, Апостолов и других еврейских персонажей.

    "Никого нельзя причесывать под одну гребенку,— заявил актер. — Этот фильм не ищет виноватых. Мы все виновны в смерти Христа. Мои грехи и ваши грехи возносят Его на тот Крест".

    "Работа с Мелом Гибсоном немного походила на вальсирование с ураганом, — сказал Кэвизел в завершение своего интервью. — Это всегда захватывает, и вы никогда не знаете, куда он вас унесет. Этот парень — гений".

    По материалам российских и зарубежных информационных агентств

    Премьера фильма в России официально состоится 7 апреля в кинотеатре "35 ММ", на следующий день картина выйдет в широкий российский прокат. Об этом сообщила "Интерфаксу" 26 февраля Елена Бродская, директор PR-отдела компании "Централ Партнершип", российского прокатчика картины.

    Российские прокатчики не ожидают негативной реакции на картину со стороны Церкви или волнений среди верующих. "Государство у нас светское, влияние Церкви носит скорее совещательный характер, поэтому такой ситуации, когда фильм могли бы запретить и изъять из проката, возникнуть не может. Со стороны верующих массовых выступлений протеста против показа картины тоже произойти, скорее всего, не может",— сказала Е. Бродская.

    Фильм о Христе продолжает бить прокатные рекорды

    Прокатные сборы фильма Мела Гибсона о последних 12 часах земной жизни Иисуса Христа достигли 212 миллионов долларов за 12 дней показа в США. Эта сумма на 39 процентов меньше показанной в премьерные выходные, но все же значительно превосходит средние результаты по отрасли. Президент компании, занимающейся прокатом "Страстей", считает, что сборы от показа фильма должны преодолеть планку в 300 миллионов долларов.

    Газета «Жизнь Евразии», №1 (13) 2004 г.

    16 марта 2004

    Смерть в режиме live. Фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы" - нечто за пределами кино. Не реальность, а сверхреальность

    В московском "Ролане" в рамках фестиваля "Лики любви" показали "фильм-сюрприз": здесь состоялся первый в России публичный показ "Страстей Христовых" Мела Гибсона. Кинообозревателю "Известий" (уже знакомивших читателей с идеологическими страстями, разгоревшимися вокруг "Страстей", - см. номер от 25 февраля) удалось посмотреть картину заранее.

    О чем это

    О последних земных часах Иисуса из Назарета - от его ареста в Гефсиманском саду до распятия и смерти на Голгофе. Происходящее укладывается в несколько страничек, завершающих Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Основное содержание фильма - Христовы муки: его бичевание, страшный путь обезображенного Иисуса с тяжелым крестом на Голгофу, издевательства над Христом распятым.

    Перед просмотром обозреватель "Известий" старался отрешиться от идеологической и коммерческой мути, которая осела вокруг фильма Гибсона. От обвинений, что фильм (якобы?) фашистский, а вдобавок жестокий до неприличия (подростков будто бы мучают потом ночные кошмары). От собственных подозрений, что голливудец Гибсон не способен снять фильм-откровение. От фактов, что, несмотря на скандалы - или благодаря им, - фильм умудрился уже за первые три недели проката окупиться десятикратно и может обойти в Америке самого "Властелина колец-3". Фурор в Америке ошеломил прокатчиков по всему миру, отнесшихся было к "Страстям" вяло. У нас их собирались выпустить всего в пяти копиях - теперь печатают пятьдесят, и 8 апреля фильм появится во всех главных киносетях, чего еще не случалось с недублированной картиной. Мюзикл "Чикаго" - и тот ради широкого проката отдублировали руладами Киркорова.

    Хотелось об этом забыть, посмотреть фильм незамутненным взглядом. Оказалось, особого тренинга для этого не требуется: о стороннем забываешь с первых кадров.

    Что в этом хорошего

    Мне повезло: я смотрел фильм в том виде, в каком его и надо смотреть - по замыслу Гибсона. На двух непонятных языках, одним из которых является арамейский (на нем говорят в фильме Христос, его ученики, вообще все иудеи), а другим - вульгарная латынь (на ней изъясняются Пилат и прочие римляне). Без субтитров, то есть без перевода.

    Уверен, что обычным зрителям, которые (как во всем мире) будут смотреть "Страсти" с субтитрами, повезет меньше. Им суждено отвлекаться от изображения и, шевеля губами вслед за строчками, стараться вникать в детали разговоров. А вникать не надо. Для любого, кто читал Евангелия, в фильме нет ни одного непонятного эпизода, ни единого нераспознанного персонажа или неясного деяния.

    Надо просто провалиться в фильм с головой. Ночь, Гефсиманский сад, худой человек с острым профилем и длинными волосами, что-то спокойно говорящий, но с болью в глазах, вот появился Иуда, успевший взять свои сребреники (скоро он с ужасом и отчаянием швырнет их обратно в физиономии первосвященников), вот впервые вышел к толпе мрачный усталый Пилат (скоро, после того как толпа предпочтет Христу урода-идиота Варавву, он с презрением к ней умоет руки, а в глазах его будет читаться беспокойство, поскольку он чего-то недопонял), вот мелькнули рядом с иссеченным в кровь худым человеком в терновом венце две женщины, одна со спокойной скорбью на лице - Дева Мария, а другая в настроении навзрыд, но с отчаянной верой во что-то на лице - Мария Магдалина; толпа тут же их оттеснила...

    Можете не верить (пока не посмотрите сами, наверняка и не поверите), но с третьей-четвертой минуты, с тех самых разговоров в Гефсиманском саду, еще и благодаря завораживающе непонятному арамейскому, начинаешь искренне полагать, что видишь не кино, а правду.

    То, что кадры стилизованы под Караваджо, Мария Магдалина - Моника Белуччи, а Дьявол (странный андрогин с выбритыми бровями) - дочь Челентано Розалинда, - это все, чтобы оно не мешало эмоциям, нужно оставить для воспоминаний "на после сеанса". Во время самого просмотра надо отдаться только эмоциям: гарантирую вам два часа очистительной истерики, в которую вы, возможно, не впадали в кинозалах никогда.

    Самое любопытное, чего достиг Гибсон (это тоже осознаешь лишь задним числом, когда справляешься с эмоциями и включаешь логику): дичайший, действительно шокирующий натурализм и творимая на экране садистская несправедливость по отношению к страдальцу-Спасителю не порождают в душе никакой ответной агрессии. Ни к кому. Даже к тем, кто побивал и распинал. После фильма понимаешь, что все обвинения Гибсона чуть ли не в фашизме не требуют и малейших комментариев: скандал устроили люди, элементарно неадекватные. Отвечать на претензии, что Гибсон-де не осудил Пилата, сделав его трагической фигурой (они тоже звучат в зарубежной прессе), и вовсе глупо: обвинителям бы перечитать канонические Евангелия или хотя бы Булгакова. Или, если не по уму, пересмотреть-переслушать мюзикл "Иисус Христос - Суперстар".

    Упреки в смаковании жестокости тоже дики. Нет там никакого смакования! И ясно вдобавок, что именно с помощью натурализма (как и арамейского языка) Гибсон достиг максимальной правдивости.

    В конечном счете догадываешься, чего именно хотел этот странный голливудо-австралиец. Нет, не только проиллюстрировать Евангелия, но и вернуть западной публике эмоциональное отношение к духовным основам жизни. Заставить... нет, не поверить (фильм явно затронет и атеистов - затронул же меня), но заново ощутить, что такие общие основы у людей западной цивилизации есть, а все церковные спекуляции на них и внутрихристианские разногласия - не более чем бред. Гибсон попытался показать людям европейской цивилизации, что у них единые представления о гуманизме, терпимости, прощении. Что только такое понимание поможет этой цивилизации выжить.

    Мне кажется, Гибсон может достичь своей цели. Тем более что фразы о разжигании розни действительно не имеют к фильму отношения. А вот московское метро и мадридские электрички - имеют.

    Страсти вокруг "Страстей"

    1. Гибсон мечтал выпустить фильм в Америке без английских субтитров. Однако даже для первых тест-просмотров, устроенных для представителей церкви, субтитры пришлось добавить.

    2. Исполнителя роли Христа Джеймса Кевизела во время съемок ударило молнией, но он остался целехоньким. Ассистента Гибсона Яна Микелини молнией било дважды: разряд попадал в его зонт. Это дало повод для околорелигиозных спекуляций в прессе.

    3. На одном из первых сеансов 25 февраля (когда и начался прокат "Страстей" в Америке) прямо в зале умерла зрительница.

    4. 17 декабря мировые агентства распространили сообщение, что фильм посмотрел Иоанн Павел II и он ему понравился. "Все в точности, как и было", - будто бы произнес папа. Но спустя месяц официальный Ватикан уведомил публику, что папу не совсем верно поняли.

    5. Актеру Джеймсу Кевизелу досталось не только от молнии. После съемок бичевания на его спине остался 30-сантиметровый шрам, побаливает запястье. Болят и плечи - после того, как на них резко опустили семидесятикилограммовый крест. Из-за мучительного грима тело покрылось волдырями. Когда снимали сцену распятия - зимой в Италии, - он сильно переохладился.

    6. Во время первой встречи один из продюсеров, дабы не пугать Кевизела, сказал ему, будто Гибсон зовет его в фильм про серфингистов. И лишь затем лично Гибсон раскрыл ему правду.

    7. Нехорошие руки, приколачивающие Христа гвоздями к кресту, это руки самого Гибсона: его до такой степени достали разговоры о том, кого именно он обвиняет своим фильмом в убийстве Христа, что он решил снять все вопросы.

    Юрий Гладильщиков

    "Известия", Портал CREDO.ru


    13 февраля 2004

    Работа над фильмом "Страсти Христовы" помогла Мелу Гибсону избавиться от мыслей о самоубийстве

    Мел Гибсон использовал свой новый фильм "Страсти Христовы",чтобы "исцелиться" от мыслей о самоубийстве, не покидавших его на фоне тяжелой депрессии, сообщает "Wtev.com".

    Звезда "Смертельного оружия" утверждает, что до того, как начал снимать фильм о последних днях жизни Иисуса Христа, он находился на грани самоубийства, однако работа над фильмом вывела его из депрессии.

    "Я был в ужасном состоянии, - говорит актер и режиссер. – Просто в отчаянном. Я был готов выброситься из окна. Я не хотел бродить по земле, но я не хотел и уйти. Когда Вы не хотите жить, и - вместе с тем - не хотите умереть, это - отчаянное, ужасное состояние. ...И я должен был использовать "Страсти Христовы", чтобы исцелить свои раны".

    5 февраля 2004

    Американские пасторы целыми залами скупают в кинотеатрах билеты на фильм Мела Гибсона о Христе

    О новом фильме Мела Гибсона уже спорят, хотя он еще не вышел на экраны. Между тем, некоторые церкви Айовы заблаговременно скупают целыми залами билеты на фильм для своих прихожан, чего раньше никогда не случалось ни с одним фильмом, сообщает "KCRG-TV".

    Премьера фильма Мела Гибсона "Страсти Христовы" состоится только через три недели, а кинотеатр Виннсонг в городе Сидар-Рапидс уже распродал все билеты на несколько сеансов вперед. Пастор лютеранской церкви города Сидар-Рапидс Том Питс - один из немногих людей в мире, который уже видел новый фильм: он побывал на предварительном просмотре в Чикаго. "Мел вел себя очень естественно и открыто говорил о своей вере, - сказал пастор. - Гибсон, набожный католик, сказал людям, что сделал фильм, который, возможно, погубит его карьеру".

    Однако Питс был настолько потрясен сценой распятия на кресте Христа, что отреагировал точно также, как и многие другие христианские пасторы: позвонил в кинотеатр и заказал билеты.

    "Мы заказали 210 билетов, почти целый зал. Билеты в эти выходные расходились, как блины", - сказал Питс.

    Очевидно, что фильм не бесспорен. Директор еврейского Центра Гиллеля Университета Айовы Джерри Сорокин разделяет озабоченность многих еврейских деятелей, которые видели фильм, тем, как в нем изображаются евреи. "Изображение коллективной ответственности евреев за смерть Христа, за убийство Бога, может повлиять на то, как христианское сообщество будет относиться к сообществу еврейскому в целом", - считает Сорокин.

    Между тем, оба согласны в том, что фильм будет полезным и приведет представителей разных религий к важному диалогу о Христе.

    "Мы можем относиться критически к некоторым аспектам фильма, - добавил Питс, - и все же, мы должны пойти на него".

    Портал CREDO.ru


Главная | О КАРПе | Проекты | Материалы
Россия, Дальний Восток, Хабаровск, 2004
 
 
Используются технологии uCoz