Кино
Последний самурай
Михаил КАЛМАЦКИЙ
Компания: WARNER BROS PICTURES, 2003 г.
Режиссер: Эдвард Цвик
В главной роли: Том Круз
1876-й год, Соединенные Штаты празднуют столетие своей страны, а на востоке значительно более древняя японская цивилизация готовится обрести свое новое рождение. В этом ей активно помогают западные страны. И, как это часто бывает, приход новых порядков и новых традиций уносит в небытие образ жизни прошлого. Сложившиеся за столетия традиции уподобляются вековым деревьям, с которых ветер перемен срывает старую, отжившую листву, чтобы дать дорогу новым росткам. И здесь очень важным становится то, как, сорвав старые листья, не повредить при этом корней деревьев, тот источник жизни, без которого нарождающейся кроне не суждено стать достойным продолжением долгой и славной истории.
Главный герой фильма — капитан Натан Олгран, американец, ветеран и герой войны с индейцами. Войны, которая принесла ему воинскую славу, но отняла воинскую честь. Мучаемый ночными кошмарами и угрызениями совести, спасение от которых он ищет в бутылке виски, капитан Олгран принимает предложение отправиться в Японию обучать местных новобранцев солдатскому ремеслу. Задача создаваемой японцами и обучаемой Олграном армии — подавить восстание, во главе которого стоит самурай Кацумото. В бою с самураями капитан Олгран получает ранение и попадает в плен, который дает ему шанс обрести свободу и покой в своей душе.
За войной между войсками императора и отрядом самураев стоит извечный конфликт старого и нового и такое же вечное состязание Востока и Запада. Сторонники прогресса считают, что, вступая в цивилизованный мир, Японии нужно установить новые порядки, отказавшись от многих устоев прошлого. Самураи же борются за сохранение старых традиций. Император Японии хочет видеть свою страну процветающей, но не знает, что нужно его стране, не в силах принять самостоятельного решения, и лишь послушно следует за сторонниками сближения с западом. Кацумото тоже не противник прогресса, он просто хранитель традиций и культуры своей страны.
Получив свободу и деньги, капитан Олгран отказывается от возможности вернуться в Америку и становится на сторону Кацумото, чтобы сражаться за то, что он полюбил и во что успел поверить за несколько месяцев, прожитых вместе с самураями.
Даже погибнув, самураи все-таки одерживают победу, своей доблестью и честью завоевав признание тех, кто сражался против них. И их гибель обретает смысл благодаря тому, что она дает возможность жить дальше их убеждениям и тронуть сердце человека, который сможет решить судьбу нации. Ценой этой борьбы становится понимание, которое, наконец, приходит к императору, и слова, которыми он обозначает свою новую политику: "Мы не должны забывать, кто мы и откуда мы родом". Япония вступает в цивилизованный мир, сохранив свою самобытность и свои корни.
Нужны ли новой Японии самураи? Время мечей и луков ушло в прошлое, исчезла необходимость в их тактике и умении, но не исчезла потребность в чести и понимании служения и долга, которые были и остались достоинством последних самураев.
Фильм можно назвать почти идеальным, в нем ничего не хотелось бы менять. Каждый герой сделал то, что должен был сделать. Каждый добился своей цели и отстоял свою честь. В реальной жизни такое случается редко, но этот фильм убеждает, что именно так все и должно быть в нашей жизни.
Газета «Жизнь Евразии», №1 (13) 2004 г.
|
Главная | О КАРПе | Проекты | Материалы
|
Россия, Дальний Восток, Хабаровск, 2004
| |