\Главная\Лекции\

НЕОБХОДИМОСТЬ ДУХОВНОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ


МФО 2004
Никто не может появится на свет в этом мире иначе как в результате отношений между мужчиной и женщиной, то есть, благодаря существованию института семьи. Каково бы ни было наше положение в обществе, наше образование и воспитание все мы – плод отношений между мужчиной и женщиной, все мы произошли из семьи. Каждый человек хочет оставить после себя свою родословную: своих детей, внуков и т. д., увековечить свое имя. Семья – это основа основ общества. Но семья сейчас переживает острый кризис. В недавнем прошлом очень много говорилось о проблемах холодной войны, но сейчас эта тема уже отошла на задний план. Хотя холодная война уже окончилась, ожидания новой эпохи мира и всеобщего процветания не оправдались. Все более очевидными становятся проблемы супружеской измены, распада семей, наркомании, преступности, этнической розни и т. д.
Тема этой лекции – “Необходимость духовного и нравственного образования”. Это образование имеет огромное значение, особенно при переходе в новое тысячелетие.
За последние сто лет произошло много удивительных событий. Многие люди удивляются: почему именно в этом веке произошло столько открытий и так стремителен ход технического развития и т. д. Как вы думаете, если бы сто лет назад вы рассказали кому-либо о сегодняшних достижениях человечества, разве бы вам поверили? Если вы покажете на луну и скажете, что в конце следующего столетия люди смогут ходить по ней и даже играть в гольф, или что человек сможет, сидя в кресле, узнать о событиях, происходящих в этот момент на другом конце планеты, или видеть как русские и американцы вместе распивают кофе где- нибудь в космосе, кто вам поверит? Мы можем сделать вывод, что именно в последнее столетие мы наблюдаем столь быстрое развитие в технической, научной и других сферах. Можно сказать, что благодаря техническому прогрессу весь мир превратился в одну глобальную деревню.
Но с другой стороны, наш век был самым кровавым во всей истории. В последнем столетии в тяжких страданиях погибло людей больше, чем за всю предшествующую историю. Технический прогресс, который должен был помогать в жизни, часто использовался для уничтожения людей. Используя ядерную энергию, мы можем наладить дешевое производство энергии. Ядерная энергия может служить человечеству, но может и уничтожить его. Используя достижения генетики, мы способны увеличить урожайность и разрешить проблемы голода в мире, но, используя генную инженерию, можно уничтожить человечество.
В предверии грядущего тысячелетия перед нами встает вопрос, вопрос морали: как человечеству достигнуть необходимого уровня нравственности, чтобы установить мир, в котором мы все так нуждаемся. Если мы не найдем ответа на этот вопрос, последствия могут быть разрушительными. Главная роль в этом процессе отводится двум главным институтам нашего общества: семье и школе. Они оказывают самое большое влияние на подготовку молодежи к будущему. И насколько хорошо или плохо мы будем это делать, определит как мы будем жить в следующем веке.
Рассмотрим сферу образования. Каковы ее основные цели? Их – три. Во-первых, мы передаем следующим поколениям знания и культуру. Во-вторых, мы помогаем развивать способности человека. Хороший учитель не тот, кто много знает, а тот, кто способен вдохновить учащегося получать знания и мудро использовать их, а также тот, кто способен распознать способности и таланты учащегося и правильно развивать их. В-третьих, через систему образования мы хотим подготовить руководителей, которые смогут улучшить состояние общества. Ничто не может вызвать у учителя гордость своей работой, как сознание того, что его ученики добиваются успеха в жизни и уважения в обществе. В любой работе мы хотим достичь успеха, и воплотить добро. Есть английская пословица: “У успеха много отцов, а неудача - сирота”. Другими словами, мы хотим быть сотворцами успеха, мы хотим чувствовать, что сыграли роль в достижении нашими подопечными успехов. Мы можем сказать в широком смысле, что эти три цели являются основными целями образования.
Для того, чтобы образование было полным, оно должно охватывать все аспекты. У человека есть душа, или внутренний характер, и физическое тело. Наше образование должно быть направлено на развитие обоих этих аспектов человеческого существования.
Душа или дух человека стремится к познанию истины духовной так же как к знаниям о физическом мире. Достоевский сказал, что красота спасет мир. Мы стремимся к добру и красоте. Еще говорят, что любовь вращает мир: мы стремимся к любви. Также у нас есть физические потребности в пище, одежде, жилье и сексе.
Но наша конечная цель заключается в достижении счастья, все мы хотим быть счастливыми. Случалось ли вам проснуться утром с мыслью, что готовы сделать все возможное, чтобы быть самым несчастным человеком в мире? Конечно, нет. Наша цель, сознаем мы это или нет, – быть счастливее с каждым днем, это то, что поддерживает нас. Даже в трудные моменты мы пытаемся улучшить свое положение, а не наоборот. Правильно наставляя молодых людей, мы поможем им достигнуть счастья не только в материальном плане, но и в глубоком внутреннем поиске. Они могут достичь хорошего материального положения и в то же время стать цельными личностями и обрести настоящее счастье в жизни.
На протяжении всей истории это стремление человека к духовному и нравственному совершенству проявлялось в развитии религии и науки. Например, через религию и философию люди пытались понять так называмую духовную истину жизни. Они спрашивали себя: какова цель жизни, существует ли Бог и что есть первопричина всего, что является причиной человеческого конфликта. Этими вопросами задавались многие религиозные мыслители, философы, которые пытались понять внутренний смысл человеческого существования.
В то же время люди пытались исследовать материальный мир, в котором они жили, законы природы, а также природу самой материи. Например, Исаак Ньютон открыл закон гравитации, а в нашем веке Альберт Эйнштейн открыл теорию относительности. Понимание законов природы способствует развитию технологий, которые помогают человеку удовлетворять его материальные нужды и желания.
Однако, по мере того как наука развивалась, она все больше вступала в конфликт с религий, с ее точкой зрения и догмами. Часто ученые, которые докладывали о своих экспериментах и открытиях, были преследуемы религиозными лидерами. С другой стороны, укрепляя свои позиции, наука сама начинала высмеивать религиозную философию. Это противостояние существовало всегда, принимая иногда очень жестокие формы. Но в идеале между ними должна быть гармония: наука и религия должны быть взаимодополняющими, а не противоречащими. Альберт Эйнштейн, известный физик, сказал: “Религия без науки – слепа, наука без религии – ущербна". Другими словами, нравственные ценности, исходящие от религии, должны задавать направление использованию научных знаний. Должно быть нравственное руководство по использованию знаний о материальном мире. Например, если кто-то знает как добыть ядерную энергию, то он не должен употребить это знание во зло. Высоконравственный человек всегда думает о том, как его знания могут быть полезны человечеству и как использовать эти знания в целях добра.
Наше образование должно охватывать оба эти аспекта, а не касаться лишь внешней стороны образования. Необходимо давать внутреннее образование, включающее в себя воспитание характера, понятие о правильных семейных и социальных отношениях. Также необходимо давать наилучшее внешнее образование, включающее в себя академические и технические, а также физические знания и навыки.
Отношения между этими двумя аспектами образования похожи на отношения между душой и телом. Представьте себе, что если тело вышло из под контроля души, потеряло с ней связь, то мы увидим неуравновешенного, нервного человека, который едва может управлять своими физиологическими процессами. Жизнь такого человека станет хаотичной, лишенной осмысленной направленности. Аналогично и система образования без преподавания нравственных ценностей, подобна телу, неконтролируемому душой. С этой проблемой мы все больше сталкиваемся и, обладая огромными знаниями для построения процветающего мира, но, злоупотребляя ими, разрушаем его.
Один очень известный английский историк Арнольд Тойнби, рассматривая историю в развитии, сделал следующее заявление: "Чем больше наша власть над материальным, тем больше нам необходимо духовное знание и способность использовать эту власть для добра, а не во зло... Мы никогда не были достаточно духовно развиты для того уровня материальной власти, которым мы обладаем, и сегодня это отставание нашего уровня морали... больше, чем оно было когда-либо в предыдущие эпохи." С этой проблемой сейчас сталкивается каждая страна: куда нам идти дальше, мы достигли высокого технического прогресса, воплотили в жизнь то, о чем люди прошлых столетий только мечтали, и тем не менее не можем разрешить нравственных вопросов. Основные проблемы возникают в человеческом обществе. Кто-то сказал, что проблемы человека уходят корнями в его сердце. Другими словами, если мы не сможем разрешить внутренние противоречия человека, которые влияют на семью и общество, мы не сможем достигнуть мира во всем мире.
Основная проблема, с которой мы встречаемся, лежит в нас самих, в нашем разуме и сердце. Наше желание творить добро часто вступает в противоречия с нуждами нашего тела. Говоря проще, существует разделение и конфликт между душой и телом. Мы создаем высшие идеалы, но нам трудно следовать им. Все это выливается в конфликты и противоречия в отношениях между людьми. Создавая семью, мы приносим в нее свои внутренние противоречия, и они разбивают наши попытки объединиться со своим супругом, стать хорошим родителем для наших детей. В результате браки распадаются, повторяется конфликт отцов и детей, а это, переходя в общество, порождает социальные проблемы. Говорим ли мы о России сейчас или имеем в виду Соединенные Штаты, Западную Европу или Дальний Восток, насущной проблемой является кризис семьи.
Во всем мире растет число разводов. В некоторых странах оно достигло таких масштабов, что многие считают само понятие семьи не актуальным в наше время. Например, за 1996 год в России было убито 15 000 женщин, что составило почти половину от всех убитых за этот год (32 000) и большинство из них были убиты собственными мужьями или любовниками. Также за последние 3 года количество женщин-алкоголиков выросло на 48%. И очень часто на почве алкогольного опьянения совершались убийства. Также возрос процент разводов. В Москве он достиг 80%, а по всей России в целом - до 50%. Подобным образом обстоят дела и в Соединенных Штатах.
Каково же будущее наших семей? Это серьезный вопрос, так как качество нашего общества в целом зависит от качества семей. Судя по тому, что в наше время происходит с семьями, можно предположить, что нас ожидает мрачное будущее.
Здесь вы видите процент разводов в наиболее процветающих странах мира тогда, когда эти страны находились в периоде наивысшего развития. В России многие говорят, что причиной разводов является плохое экономичское состояние, социальные проблемы, проблемы с жильем и т. д. Без сомнения все эти проблемы оказывают большое давление на семью и ставят ее на грань выживания. Но это не самые главные проблемы, так как представленные здесь страны, наоборот, являются высокоразвитыми экономически и в то же самое время имеют наибольший процент разводов. Позвольте мне задать вам один вопрос: любя кого- нибудь, хотите ли вы быть как можно ближе к этому человеку или дальше от него? В чем же тогда трудности с нехваткой жилплощади, ведь люди хотят быть как можно ближе друг к другу? У принца Чарльза и принцессы Дианы был не один дворец, а несколько, но и это не помогло им любить друг друга.
Корень проблем кроется в сердце человека, в том как он решает свои проблемы, как он ищет истинную любовь. Это – основопологающий вопрос. Должна произойти новая революция – революция сердца, революция семьи, перестройка семейных основ, и это будет решением всех вопросов. Устранив корень проблем, мы сможем справиться со всеми другими трудностями: социальными, экономическими и т. д.
Немного статистики по США. С 1970 по 1994 годы процент разводов достиг 60%, а средняя продолжительность брака сократилась на 10 лет. Если Россия будет следовать пути Запада, то вы вскоре увидите ту же разрушительную картину. Например, количество браков в 1990-х годах сократилось на две трети по сравнению с 1960 годом и продолжает сокращаться. Почему так происходит? По мере того, как все больше детей растут в неполных, распавшихся семьях, они естественным образом теряют веру в прочность семьи. Они теряют надежду создать крепкую семью и решают построить семью на свой манер или совсем не вступать в брак. Поэтому многие склоняются в пользу гражданских браков, количество которых возросло в 5 раз за период с 1960 по 1990 годы. Рост гражданских браков идет рука об руку с 85%-ным ростом числа детей, рожденных вне брака. Когда ребенок рождается и его семья состоит из одного родителя, как мы можем ожидать, что он создаст в свой жизни полноценную семью. Дети делают не то, что вы им говорите, а то, что они видят на вашем примере. Это не означает, что у ребенка, рожденного вне брака, нет отца или матери, они есть, но не состоят в браке. Также происходит увеличение количества семей, состоящих из одного родителя. Таким образом в США: 22% семей из общего числа состоят из родителей-одиночек. Их число увеличилось в 3 раза с 1960 года. Вся статистика говорит о том, что семья переживает серьезный упадок.
Но более страшно то, что сам идеал семьи разрушен. Сейчас молодые люди не верят в возможность создания хорошего брака. Мы наблюдаем сейчас появление нетрадиционных семей: гражданский брак, семья с одним родителем, сводная семья, разбитая семья, гомосексуальный брак. Чтобы дать вам представлние о том, насколько запутанна ситуация, я хочу привести пример. Сейчас в Америке много гомосексуалистов хотят жить вместе и вступают в брак, добиваясь льгот от правительства. Получив такие льготы, они смогут добиться официального признания подобных браков. Результатом этого будет признание, как традиционных браков так и гомосексуальных. На Гаваях судья, представляющий правительство штата, попытался отвергнуть подобное прошение и не смог доказать разницу между традиционным и гомосексуальным браком. Это показывает насколько людям в США трудно разобраться в данном вопросе.
Семейные проблемы становятся социальными проблемами. И теперь мы столкнулись со множеством проблем в обществе, которые напрямую связаны с распадом семей. Корнем многих наших социальных проблем является проблема супружеской неверности. В мире существует огромное непонимание ценности отношений между мужчиной и женщиной. Другими словами, если мужчина или женщина ведут распущенный образ жизни, то им очень трудно осознать ценность представителя противоположного пола. Существует концепция, особенно среди мужчин, что до брака можно вступать в любые свободные отношения, а в один прекрасный день, когда они остепенятся, жениться и быть верными друг другу. Но как только человек начинает подобный образ жизни, практически невозможно в будущем хранить верность в супружестве, то есть измениться. Проблема половой распущенности заключается не только в беспорядочности сексуальных связей, но и в опасности заражения венерическими заболеваниями. Это также предательство. Мужчина, изменяющий своей жене, вероломен в сердце, он предает своих детей, разрушая отношения.
К сожалению, в средствах массовой информации все больше пропагандируется безнравственный образ жизни и сегодня практически невозможно молодому человеку не попасть под подобное влияние. Желая быть ближе к компании в школе или быть в среде молодежи, он идет на компромисс со своей совестью, скатываясь к поведению, принятому в том или ином обществе. Конечно, мы можем настоять на принятии закона о запрете порнографии в печати, на телевидении – это один путь решения проблемы, но не единственный. Мы должны прививать молодым людям нравственные принципы и дать им силы самим сознательно противостоять такому стилю жизни. Открыв молодым людям верные идеалы, мы укажем им наиболее эффективный способ как избежать многих проблем и создать крепкие семьи.
Актуальны также проблемы наркомании и алкоголизма. В Соединенных Штатах тратятся миллиарды долларов на борьбу с наркоманией. Миллионы американцев неизлечимо больны наркоманией. Как известно, в России одной из главных проблем является алкоголизм. Статистика говорит, что насчитывается 10 миллионов алкоголиков, но это не истинное положние дел. Каждый из этих алкоголиков влияет на окружающих его людей: жену, детей, друзей, сотрудников, в среднем около 5 человек, окружающих этого алкоголика, страдают от него. Поэтому, вы должны умножить эту цифру по крайней мере на цифру 5, чтобы получить реальную картину проблемы, в которой Россия увязла. И это грустный факт, что в России из- за алкоголизма возникают экономические проблемы – теряется продуктивность и производительность труда. Такова же картина с наркоманий в Америке.
Со всем этим близко связана проблема преступности и насилия: тем, кому необходимы наркотики, готовы ради денег украсть или убить, чтобы удовлетворить свои потребности. Человек, потерявший нравствнные принципы, легко переступает закон. Преступность, насилие и разврат коренятся в семье, так как люди, не получившие необходимой им заботы и любви в детстве, выплескивают обиду и злость на общество.
Более того, наш мир столкнулся и с этнической нетерпимостью. Мы с вами, рожденные на Западе или на Востоке, думали, что с окончанием холодной войны мир изменится и все станет спокойнее. Но сейчас мы видим, что этого не произошло: с тех пор как закончилась холодная война продолжается конфликт в Боснии-Герцоговине, в Чечне, Афганистане, Среднем Востоке и во многих других местах. Кажется, у этого мира нет надежды на разрешение всех этих проблем.
Давайте вернемся к фундаментальному моменту: какое образование нужно давать молодым людям дома и в школе? В Америке одной из причин такого множества проблем среди молодежи являются определенные концепции, принятые в самом образовании. 30 лет тому назад было принято решение о так называемом “образовании, лишенном моральных ценностей”, которое исключало из школы религиозное и нравственное образование. Учителям было запрещено обсуждать какие-либо нравственные вопросы при преподавании социальных или исторических вопросов. Этот подход нашел свое отражение и в программах полового воспитания. Половое воспитание сводилось лишь к клинической картине и физиологической динамике сексуальных отношений без каких-либо традиционных моральных норм и понятий о семейных ценностях. Так появилось образование, лишенное ценностей. Но проблема состоит в том, что образование нельзя отделить от ценностей, так как оно само по себе является ценностью. Если образование не ссылается на нравственность, то в данном случае преподается безнравственность.
Каковы же плоды такого 30-летнего опыта? Сейчас во многих американских школах ученик, перед тем как войти в класс, должен пройти осмотр на наличие оружия. Учителя потеряли авторитет. Конечно, это произошло не только по вине школьников, но и учителей, так как последние добровольно отказались от роли наставников, несущих нравственные принципы. В американской системе образования стали процветать наркомания, насилие, половая распущенность. Сейчас мы наблюдаем переоценку подхода к образованию в Америке.
До сих пор естественно-научное образование преобладало над философско- гуманитарным. Но в современной школе родители переводят своих детей из государственных школ в школы при различных церквях или частные школы, где акцент ставится на духовных аспектах развития человека. Дети в таких школах учатся быть нравственными людьми, да и техническое образование у них выше потому, что в основе такого образования лежит высокий нравственный уровень. Данный факт говорит о том, что если молодежь не прививать к нравственным ценностям, то пострадает не только характер, но и интеллект молодых людей. Как сказал русский педагог Ушинский: “Воспитание – величайший вопрос человеческого духа. Педагогика – первое и высшее из искусств, потому что оно стремится к выражению совершенства в самой природе человека."
Я хочу показать вам несколько моментов, которые были разработаны в Международном Фонде Образования, чтобы объяснить основу хорошей системы образования. Необходимо достигнуть в процессе образования три основных момента: развития гармоничной личности, гармоничного общества и гармонии с природой.
Чтобы стать гармоничной личностью, необходимо так называмое образование сердца. Что такое воспитание сердца? Что такое сердце? Сердце – это глубинный эмоциональный импульс, способный испытать радость в любви к окружающим.
Необходимо помочь молодым людям развить этот аспект, чтобы стать любящими людьми. Также необходимо научить различать внутренние и внешние желания. Очень важно помочь молодому человеку прислушиваться к голосу совести. Голос совести должен преобладать над физическими желаниями. Основное, чему необходимо научить молодежь, что сознание должно стоять выше инстинктов, а не наоборот. Нравственный человек всегда следует совести, и никогда не позволит инстинктам руководить им. Особенно это относится к сексуальному влечению. Если человек не научится контролировать свои желания, он может стать опасным для общества. Человек, не способный сдерживать свои сексуальные желания, становится распущенным. Также человек, не научившийся контролировать желание обладать чем-либо, становится вором. Если желание обладать какой-либо вещью сильнее, чем голос совести, то человек идет на преступление. Воспитание совести, которая сможет управлять инстинктами, должно начаться в семье и продолжиться в школе.
Таков должен быть правильный порядок: душа руководит телом. Образование – это больше, чем слова, которые произносит учитель. Положение, которое занимает родитель, учитель или руководитель очень серьезно, их отношение определяет то, чему научатся у них те, кто ниже их по положению или по возрасту. Как я уже сказал ранее, дети учатся не тому, что вы им говорите, а тому, что вы показывате им на собственном примере. Человек на ответственном положении должен больше любить, больше жертвовать собой и должен быть более щедрым. На этом основании у нас появляется больше прав ожидать уважения, послушания и любви от тех, кого мы учим. Очень часто проблемы между начальником и подчиненным возникают из- за того, что тот, кто стоит выше требует от того, кто находится ниже послушания и следования, при том, что сам он не выполняет своей ответственности перед ним, и отсюда возникает конфликт.
Также важнейшей частью воспитания сердца являются примеры великих людей истории, которые жили бескорыстно, часто это были религиозные люди, патриоты или люди, установившие высокий нравственный уровень в своей жизни. Если мы сможем вдохновить молодых людей такими идеалами, то они захотят стать похожими на них, достигнуть того же уровня.
Вторым аспектом такого образования должно быть представление о том, как создать крепкую, истинную семью. Чтобы достигнуть гармонии в семье или гармонии в обществе, необходимо воспитание норм, этических и нравственных. В семье обычно существуют определенные обязанности, правила поведения, традиции и обычаи, которые передаются детям. Все члены семьи обязаны уважать эти нормы. Например, в семье к бабушке и дедушке, которые представляют прошлое и которые за счет своего долголетия жертвовали собой больше, чем кто- либо в семье, необходимо относиться уважительно. Во многих странах, к сожалению, считается, что пожилые люди лишь создают неудобства: они требуют заботы, все делают слишком медленно, постоянно сидят дома. Часто их просто сдают в дома престарелых. Это очень печально. Должна быть семейная этика, которая является основанием в отношениях людей друг к другу, их взаимоуважения. Тогда сердце будет более свободным в отношениях с другими.
Семейные этические нормы формируют основание для социальных отношений. Основные отношения, которые мы находим в семье, переносятся на общество, на отношения между различными членами общества. Этичное общество можно создать тогда, когда семейная этика распространится на общество, нацию и весь мир. Другими словами, начиная с семьи, этика должна распространиться на отношения между семьями, социальными группами и нациями. Печально то, что представление о семье, как основе общества, стало просто абстрактным понятием. Если вы идете поздно вечером одни и к вам обращается незнакомый человек, вам становится немного не по себе. Но если этот человек с женой и с ребенком, вы чувствуете себя спокойно. Если муж по-настоящему любит свою жену, верен ей, честен с ней, любит своих детей, на рабочем месте следует тем же ценностям, то обычно такие люди более честны, ответственны и на них можно положиться. Если человек обманывает свою жену, нечестен с ней и со своей семьей, то большая вероятность, что он будет также бесчестен и в отношениях с другими людьми и на работе. Ценности семьи, если они воплощены в жизнь, становятся основанием для социальных ценностей.
Третья форма образования – это воспитание владычества или воспитание творчества. Это означает, что мы должны давать наилучшее техническое образование. Необходимо давать интеллектуальное образование, учить технике, передавая технические знания, а также развивать навыки в использовании этого образования для достижения успеха. Если мы сможем преподавать эти знания на основе двух предыдущих аспектов образования, то сможем добиться процветания.
Таким образом, через воспитание сердца, мы сможем помочь молодым ребятам развить истинный характер. Через привитие норм, мы сможем воспитать хорошего семьянина и добропорядочного гражданина. Воспитание владычества помогает человеку раскрыть свои возможности и достичь самых лучших результатов в области их занятий.
Мы хотим построить общество, основанное на сердце. В наше время, к сожалению, мы должны поддерживать порядок в обществе, опираясь лишь на законы тюрьмы, милицию и т. д., но в идеале общество должно быть таким, чтобы женщина могла бы идти по улице без страха, потому что любой, даже незнакомый мужчина, обратившийся к ней, был бы ей как брат. Такое доверие должно существовать, если мы построим общество сердца, где люди будут заботиться друг о друге также, как и о членах своей семьи: относиться к ровесникам как к братьям и сестрам, к старшим – как к родителям, а к младшим – как к собственным детям. Может это звучит слишком идеалистично и нереально, но разве не этого мы хотим, когда говорим о мире во всем мире?
Мы хотим создать такое общество, где люди будут знать, как относиться к старшим, к ровесникам, к младшим и т. д. Мы хотим также видеть высокоразвитое, высокообразованное общество, где люди будут применять свои знания для общего блага. Тогда мы сможем прийти к общему процветанию.
В заключении, я предлагаю к рассмотрению концепцию уравновешенного образования. Его основой является так называемое всеобщее образование, включающее воспитание сердца и воспитание норм. Независимо от национальности, культуры и традиций, люди должны осознавать основные ценности, чтобы следовать им ради воспитания истинного человека. На этом нравственном основании человек уже может, в соответствии со своими интересами, специализироваться в определенных областях науки и знаний.
Сбалансированность в образовании необходима, если мы хотим построить мирное общество. Каково же положение дел на сегодняшний день? Мы страдаем от неуравновешенного образования. Вы видите это на диаграмме. Как долго такая пирамида простоит вверх ногами? Не долго. Сегодня нравственная основа отсутствует в системах образования многих стран. Нам необходимо восстановить балланс в системе образования, перевернув эту пирамиду, поставив в правильное положение.
Закончить свою лекцию я хочу словами директора школы из Соединенных Штатов. Этот человек смог выжить в концентрационном лагере Германии. Когда какой-либо учитель приходил работать в школу, он давал прочитать ему эти слова, чтобы напомнить, что является самым важным в образовании:
Уважаемый учитель, Я пережил концлагерь. Мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек: газовые камеры, построенные учеными инженерами; детей, отравленных учеными врачами; младенцев, убитых квалифицированными медсестрами; женщин и детей, расстрелянных и сожженных выпускниками высшей школы. Поэтому я не доверяю образованию. Я прошу вас: помогите своим ученикам стать человечными. Ваши усилия не должны привести к появлению ученых чудовищ, умелых психопатов, образованных Эйхманов. Чтение, письмо, арифметика важны, только если они служат человечности.

http://www.x-carp.narod.ru

Используются технологии uCoz