Лекция на тему «Культура мира» Цель: ознакомление с принципами становления культуры мира; выявление разницы между культурой мира и культурой войны; формирование личных ценностных ориентаций в отношениях с людьми и окружающим миром на основе принципов культуры мира. Продолжительность: 40 минут. План лекции:
2.Сравнительный анализ КМ и КВ по признаку толерантности/нетерпимости 3.Сравнительный анализ КМ и КВ по признаку сотрудничество/враждебность 4.Сравнительный анализ КМ и КВ по признаку субординации 5.Сравнительный анализ КМ и КВ по признаку гласность/секретность 6.Сравнительный анализ КМ и КВ по признаку вооружение/разоружение 7.Сравнительный анализ КМ и КВ по экономическому признаку 8.Заключение.
Тема нашего занятия знакома немногим. Хотя она актуальна для всего мира. Это Культура Мира. Мозговой штурм:
• Почему в классе иногда возникают противостоящие друг другу группировки? Странным образом человек, создающий конфликты в семье, на работе, в обществе, боится войны больше всего на свете. Действительно, из-за войны в прошлом веке: ? В Первую мировую войну погибло 26 млн. человек ? Во Вторую мировую войну погибло 53 млн. человек ? В остальных войнах XX века погибло более 30 млн. человек Число жертв войны в XX веке превышает потери во всех войнах с зарождения цивилизации до 1900 года (1). Организация Объединенных Наций, созданная сразу после Второй мировой войны, поставила перед собою цель решить проблему войны во всем мире, но войны продолжаются и по сей день. Почему? Всякая война (в классе, в школе, в семье, в стране, в мире) происходит по культурным причинам. Все войны начинаются в умах людей, в культуре человека. Ум одного человека изобрел гибель и страдания десятков миллионов человек. В умах людей начинаются драки, ссоры, грубость. Каждый из нас когда-либо сталкивался с людьми агрессивной культуры, или культуры войны. Культура войны – это культура, в которой война или угроза войной считается приемлемым инструментом разрешения споров (2). Люди такой культуры – не обязательно политики или военные. Они могут быть менеджерами, учителями, инженерами, учеными. Они такими стали в результате воспитания и социо-культурного воздействия. Как в уме человека начинается война, так и в уме человека должны быть найдены основания для мира (3). Человек, который изобрел войну, способен изобрести и мир. То есть стать человеком культуры мира. Приведем пример из истории. В конце 50-х - начале 60-х годов во время расовой дискриминации в США, когда чернокожие националисты твердили о ненависти и готовности к борьбе со всеми силами белой Америки, Мартин Лютер Кинг убеждал, и ему удалось убедить всех в необходимости ненасильственного сопротивления расизму. Американское движение за гражданские права, включавшие в себя марши, экономические бойкоты, массовые уходы в тюрьмы и т.д. завершилось признанием равенства между всеми расами в 1964 году. Кинг говорил: «Мое движение не стремится освободить негров за счет унижения и порабощения белых. Оно не хочет победы над кем бы то ни было. Оно желает освобождения американского общества и участия в самоосвобождении всего народа». Культура мира, например, в школе - это признание среди учителей и учащихся таких правил отношения людей в конфликтных ситуациях, которые позволяют разрешить конфликт мирным путем, с уважением достоинства любой из сторон, с соблюдением ее интересов и прав человека (4). То же касается культуры мира во всем мире. Но поскольку школа – это тысяча отдельных человек, мыслящих и поступающих в соответствии со своей культурой, культура мира или войны зависит от культуры каждого отдельного человека – тебя и меня. Точно также и человечество – это совокупность цивилизаций, государств, народов и общностей, а те, в свою очередь, состоят из конкретных людей, с которых все и начинается. Если получается создать такую атмосферу в классе, в которой все в целом довольны взаимоотношениями, то культура мира во всем мире тоже возможна. На этом занятии мы увидим, что мир возможен, если люди будут испытывать отвращение к войне (5) (дракам, ссорам, скандалам) и изменятся отношения с людьми и к людям у каждого конкретного человека. Культура мира и культура войны различаются по следующим признакам: Культура войны в государстве характерна нетерпимостью к инакомыслию и подавлением всякого сопротивления или различия. Примером может быть Гитлеровская Германия. Здесь власть как бы брала все бразды правления в свои руки и проявляла нетерпимость к иным точкам зрения и мнениям. Большинство населения страдало, терпя грубое отношение со стороны властей, бедность, ложь в средствах массовой информации. Люди в целом не чувствовали себя защищенными в собственной стране, и многие пытались уехать за рубеж, если это было возможно. Все политические партии, кроме фашистской, были запрещены. Пресса и книги подвергались цензуре. Были переписаны школьные учебники. Воспитание мальчиков предполагало, что они станут солдатами. Дети вступали в организацию юных фашистов. Гитлер организовал тайную полицию и устроил концлагеря для своих противников. А потом он пошел дальше и развязал Вторую Мировую Войну, жертвами которой стали 53 млн. человека. Человек с культурой войны отличается тем, что он мало кому доверяет, в отношениях с людьми имеет привычку доминировать, не выслушивает других людей, громко говорит только о себе и своих интересах. В итоге он мало что знает о людях, которые его окружают, но его это, кажется, мало беспокоит. В классе, бывает, находятся один-два таких человека, которые лидируют через агрессию, насилие, драки, грубое отношение к одноклассникам или взрослым. Такое лидерство, во-первых, не долговечное, а, во-вторых, никому не по душе. Кому понравятся частые конфликты, давление, напряженная атмосфера? Культура мира в государстве, наоборот, подчеркивается и ставится в центр внимания в любой сфере деятельности: политике, производстве, СМИ, социальной сфере, образовании, управлении. В такой стране в народе и среди руководителей существует незыблемое кредо: быть толерантным к культурным или религиозным различиям между людьми, быть выше насилия, не разжигать никакие конфликты. Люди-миротворцы – это искренне уважаемые во всем мире люди. Миротворцем в истории человечества был Махатма Ганди. Это виднейший политический деятель Индии, который в 1947 году добился освобождения Индии от колониальной зависимости Великобритании, не пролив ни капли английской крови. Его убеждения сводились к следующему: не обижай никого, не допускай в себе ни одной жестокой мысли, даже если она касается человека, которого считаешь своим врагом. У того, кто соблюдает это учение, не бывает врагов. По Ганди, только основываясь на ненасилии, можно достичь победы в политической борьбе. Иначе победа со временем неминуемо превратится в поражение. Среди методов ненасильственной борьбы Ганди были прекращение работы на короткий срок; забастовка; организация движения за бойкот иностранных товаров; голодовка. Каждый раз, когда Ганди голодал, британская колониальная администрация была вынуждена полностью или частично удовлетворить его требования. Человеку европейской культуры взгляды Ганди в чем-то кажутся непостижимо мудрыми, а в чем-то — по-детски наивными. Но Ганди доказал на практике, что политики могут добиваться своих целей не насилием или подавлением, а мирным путем, и учить этому свой народ. Этот принцип является главным в работе Организации Объединенных Наций, призванной решать международные, межрелигиозные и другие конфликты по всему миру. Таким образом, культура войны учитывает интересы лишь одной стороны (собственные) и считает насилие нормальным и допустимым способом для удовлетворения этих интересов. Культура мира отвергает путь насилия, учитывает интересы всех сторон и стремится, чтобы все стороны пришли к соглашению. Сегодня идет много споров о том, как развивать толерантные отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Межкультурная толерантность может возникнуть только тогда, когда каждый человек начнет смотреть на людей и общаться с ними, исходя из следующий принципов:
Этих же принципов должны придерживать лидеры в классе, в компаниях, президент страны. Кто-то из ваших одноклассников становится лидером благодаря своей справедливости, честности, уважению, терпимости к различиям людей. Обычно этих людей любят за их чувство справедливости, уважение к другим людям, за способность иметь много друзей. Точно так же мы ценим тех учителей, кто в отношениях с учащимися уважает личность человека, не запугивает и не ставит знания или оценки выше достоинства учащихся. Вывод: не подавление и агрессия, а уважение к мнению других людей и ненасилие одного человека способны преобразовать культуру класса, школы, страны и мира. Культуре войны свойственно категорически проводить черту между «нами» и «нашим врагом». Так бывает, что страна или отдельный человек всегда противопоставляет себя кому-либо, всегда с кем-нибудь спорит, всегда видит в чьей-то позиции угрозу для себя. Если вы когда-нибудь смотрели такие передачи, как «Однако» на первом канале, то, возможно, чувствовали себя несколько взвинченными после них. С вами это происходило из-за соприкосновения с культурой ведущих этих передач – их культурой войны. Они невольно настраивают всех своих телезрителей на военный лад. На телевидении хорошим примером культуры мира являются спортивные передачи. Спорт объединяет людей, невзирая на их этническое или религиозное происхождение, политические убеждения и взгляды. Последний Кубок Мира по футболу проходил под девизом «Скажи расизму НЕТ!», транслировался центральными каналами телевидения и привлекал внимание миллионов любителей спорта. Мы сегодня живем в таком мире, где невозможно выжить, если ты не уважаешь других людей, не умеешь сотрудничать с людьми, находить взаимопонимание. Учиться уважению и сотрудничеству можно начинать прямо с класса. Ваши одноклассники – это люди, которых вы видите каждый день, это люди, с которыми сложнее всего и проще всего. Если в будущем вы представляете себя успешным человеком, то расценивайте ВСЕХ одноклассников, как друзей, а не врагов. Опыт сотрудничества ценен для будущей карьеры человека и его семьи. Наиболее успешные компании сегодня в первую очередь работают над корпоративной культурой, в которой сотрудники – это семья, а клиенты – те, для кого компания существует. Здесь нет врагов ни изнутри, ни извне. Это важнейшее условие для процветания. Вот, например, на какой культурой персонала работают в крупнейшей мировой компании Panasonic: «Прогресс и развитие человечества возможны лишь при условии единства и взаимодействия всех сотрудников нашей компании. Мы объединим наши способности для достижения общих целей. Не так важно, на сколько талантлив каждый из нас, ведь без сотрудничества и командной работы мы будем компанией лишь по названию». Благодаря такой культуре уважения между сотрудниками и заботы об интересах человечества компания добивается успехов в бизнесе. Вывод: конструктивное, или позитивное, общение и солидарность в отличие от враждебного отношения ко всем мыслящим или живущим иначе людям способны изменить климат в классе, школе, культуру страны и международных отношений. Культуре войны свойственна централизация власти, в которой не сохраняется одно из важнейших условий развития гражданского общества – демократия, т.е. правление народа. Иными словами, такое государство может быть названо тоталитарным. Россия прошла через длительный период тоталитаризма в Советском Союзе, а сейчас делает все возможное, чтобы построить гражданское общество. В мире до сих пор существуют государства тоталитарного типа, в которых инициатива народа или общественных организаций подавляется. В Северной Корее, например, до сих пор наблюдается культ личности вождя народа, распространены лагеря для политических заключенных, нарушаются права человека (незаконные аресты, вседозволенность органов внутренних дел и т.д.). Культура мира – это участие народа в управлении страной. Народовластие — это, в первую очередь, условия для признания и реального осуществления прав человека и гражданина, политический и идеологический плюрализм, реальная возможность граждан и общественных организаций оказывать воздействие на государственную власть (6). В демократической стране царит дух свободы и инициативы. В отношениях между одноклассниками, с родителями и учителями тоже должна формироваться свобода и равноправие при сохранении взаимного уважения.Вспомните, кого из взрослых вы уважаете. Трудно любить человека, который не принимает во внимание мнение подчиненных ему людей. Взрослый – это старший товарищ, наставник, а не тиран. А младшие – это тоже личности, имеющие права и обязанности, достойные уважения и признания. Старайтесь как можно чаще высказывать свое мнение учителям и родителям по поводу происходящих событий в классе, школе, семье. Участвуйте в работе школьных советов. Пользуйтесь возможностью создания школьного, районного и даже окружного молодежного Парламента. Эти возможности дают вам шанс воспитать в себе лидерские качества. Дискутируйте, обсуждайте, задавайте вопросы. Пусть ваша точка зрения будет не столько критичной, сколько отвечающей на вопрос: как решить проблему? Тогда вы научитесь еще в школе участвовать в жизни общества и влиять на процессы его развития. Выводы: равноправные уважительные отношения между старшим и младшим с целью наиболее эффективного решения всех задач, инициатива и свободное высказывание конструктивных предложений переведут жизнь в школе, семье и стране в прогрессивное русло. Культуре войны свойственны секретность и пропаганда, причем однобокая пропаганда одной идеологии. Но правды о происходящем в стране у людей все равно нет. Они ее не знают. Во времена Советского Союза секретность была частой практикой. Вот самый яркий пример. Когда 26 апреля 1986 г. взорвалась атомная электростанция в Чернобыле, страна об этом взрыве несколько дней ничего не знала: власти утаивали правду, боясь международного скандала. Уже вечером 26 апреля весь западный мир говорил о масштабной атомной катастрофе в Советском Союзе. На следующий день иностранные СМИ сообщили, что радиоактивные облака двинулись в западном, северном и южном направлениях. От советского руководства потребовали объяснений, но оно молчало. Наиболее интенсивный выброс радиации происходил на протяжении первых 15 дней, но глава государства обратился к согражданам по поводу аварии на Чернобыльской АЭС только 13 мая. Радиоактивность, принесенная после катастрофы осадками, была в 400 раз выше, чем от бомбы, сброшенной на Хиросиму. Людей, которые пытались потушить пожар на АЭС, называли биороботами, так как они работали там, где отказывали машины. 30 человек умерло на месте, сотни позже заболели раком. Всего за два десятилетия от последствий аварии умерли почти 18 тысяч человек, включая детей. Не исключено, что именно молчание высших чинов правительства СССР привело к ужасающим по масштабам последствиям трагедии: сотни тысяч облученных людей. Своевременная эвакуация людей из области и гуманный подбор кадров для ликвидации последствий взрыва могли спасти жизни тысячам людей (7). За последние 20 лет культура России существенно изменилась. Сегодня Россия делает все, чтобы любые социальные или природные катаклизмы получали быстрый и правдивый отклик в СМИ и в комментариях Главы государства и Правительства. Культура мира подразумевает свободное распространение информации, открытость, честность, искренность. Народ должен иметь возможность получать всю информацию о происходящих или назревающих событиях, их обсуждать или критиковать. Летом 2006 года проводилась интернет-конференция Президента России Путина с участием РИА «Новости», БиБиСи и «Russia Today». Путину были заданы самые разные вопросы (простые и не очень простые), на которые он отвечал перед 2 млн. зрителей. Если политические деятели могут перед своей страной и всем международным сообществом выступать в прямом эфире чаще, то это будет способствовать построению свободного гражданского общества в России. Бывает, что один человек в классе однажды обнаруживает, что его кто-то оклеветал, слух пошел от одного человека к другому. Все косятся, кто-то издевается. Как будете чувствовать себя вы, окажись вы на его месте? Если в классе свободно обсуждаются как положительные, так и отрицательные стороны ваших событий, то вы способны будете быстрее разрешать конфликт, учиться на ошибках, не накапливать их, учиться вести переговоры и приходить к взаимопониманию. Если же продолжать секретничать, собирать слухи друг о друге, не делиться информацией открыто и не обсуждать ее честно и миролюбиво, то это естественно приведет к недопониманию и даже усилению конфликта. Выводы: Честность, открытость, искренность обсуждения в отличие от секретности и распространения слухов освобождают отношения людей в классе, семье и стране и позволяют решать проблемы быстро и мирно. Культура войны – это постоянная подготовка к войне, гонка вооружений, наращивание силы, грубость. Страна, накапливающая военный потенциал, готовится к войне, создавая напряженность в своем регионе. Все последние переживания в международных отношениях в связи с ядерными испытаниями в Северной Корее и ядерной программой Ирана коренятся во всеобщем стремлении разоружаться, а не наращивать опасный военный потенциал. Человек, занимающийся боевыми искусствами для того, чтобы быть крутым, показывать свою силу и быть сильнее других – тоже выражает культуру войны. Культура мира – это не только разоружение, но и стремление построить мир. Это рост престижа дипломатии и миротворчества в общественном мнении всей страны. Это значит, что народ должен гордиться своими бескровными победами, а не военной мощью. Именно такой победой над Великобританией гордился Махатма Ганди. Мартин Лютер Кинг говорил, что по дороге ко дню освобождения Америки от расизма чернокожие не должны совершать неправедные дела. Дипломатом и миротворцем в России считается Леонид Рошаль. У нас в стране д-р Рошаль стал национальным героем. Когда боевики захватили бесланскую школу №1, д-р Рошаль был одним из четверых человек, с которыми террористы хотели вести переговоры. Леонид Михайлович не в первый раз выступал в роли посредника. В 2002 году, когда чеченские террористы захватили театральный центр на Дубровке в Москве, д-р Рошаль сумел уговорить боевиков освободить нескольких заложников. Говори он на языке войны или ненависти с террористами, ему было бы трудно спасти жизнь не только детей, но и свою собственную. За проявленное им мужество, здравомыслие и сострадание д-р Рошаль получил признание во всем мире. Молодой человек, демонстрирующий грубость и низкую культуру речи, с целью угрожать или унизить человека, - носитель культуры войны. Дипломатом и миротворцем не может быть человек, использующий в своем лексиконе нецензурные выражения. Сквернословие – язык войны, предупреждающий оппонента об агрессивном настрое собеседника. Подумайте, на каком языке вы говорите друг с другом в классе: на языке войны или мира? Слова «убью», «щас получишь у меня», «сдохнуть», ругательные выражения – не только мусор русского языка, отражение деградации человека, но и признак культуры войны, разрушения, агрессии. Наверняка, вы мечтаете о других отношениях с людьми. Попробуйте создать для себя кредо: мой язык, моя речь – моя гордость; я уважаю себя и других, говоря на языке мира. Когда человек не опускается по площадной брани, его естественно уважают. Замечено, что даже матерщинники, как правило, не решаются ругаться матом в беседе с культурным человеком. Если кто-то доставил вам неприятности, ругательные выражения не помогут не только решить проблему, но и снять негативное напряжение, которое вы можете при этом испытывать. Лучше десять раз отжаться, выпить сок и миролюбиво и конструктивно поговорить с обидчиком. Так вы быстрее разрешите ваши проблемы. Выводы: подготовка к войне, агрессивным спорам, скандалам, а также грубость по отношению к тем, с кем вы не согласны, приводят к усугублению конфликта. Решение проблем мирным путем возможно только с помощью мирных переговоров, дипломатии, обсуждения на мирном и, как минимум, цензурном языке. Культура войны – это потребительское отношение к природе, экологические бедствия, бедность и голод. Согласитесь, ведь всем приятно видеть сейчас в Москве по всюду красивые дворики, детские площадки, благоустроенные парковые зоны. Культура мира – это приверженность развитию и охране окружающей среды. Если вы участвуете в благоустройстве своих дачных участков, земли у дома, школьной территории, если вам нравится уют в ваших домах, - вы на пути к культуре мира. Приведем в пример еще один девиз компании Panasonic: «Земля – наш дом. Она награждает нас бесконечными благословениями, включая природные ресурсы и энергию. Помня об этом, мы выступаем с экологической инициативой по сохранению бесценной окружающей среды для будущих поколений». Эта компания производит не только удобные и полезные для жизни человека предметы быта, но и использует в процессе производства экологически безопасные технологии. Видение известнейшей общественной организации Greenpeace, защищающей природу от загрязнений в результате деятельности компаний и даже государств, выражено в нескольких словах ролика социальной рекламы: «Если бы вы увидели, как совершается преступление, вы бы позвали полицию. Когда против всей планеты совершаются экологические преступления, люди зовут нас. Прими участие в решении: поддержи Гринпис». Гринпис служит интересам мира и человека и является образцом организации культуры мира. Кроме того, мир – это еще устранение голода, нищеты, болезней. А это значит профессиональное вложение людей в интересах не только своих личных или своей страны, но и всего мира. Профессионал в области здравоохранения, образования, промышленности, науки – это миротворец, если он преследует общественные цели. Попробуйте определить, для чего вы хотите получить образование в школе и в последующих учебных заведениях. Если ваши профессиональные достижения в один прекрасный день принесут пользу соотечественникам и людям других стран мира, вы можете смело гордиться собою. Константин Циолковский, мечтавший покорить космос; швейцарец Анри Дюнан, ставший невольным свидетелем страшных страданий раненых солдат и граждан в битве при Сольферино в 1859 г. и задумавший в те времена невозможное - создать международное общество помощи раненым, которое было названо Красный Крест; Святослав Федоров, мечтавший излечить миллионы слепых людей, - это настоящие миротворцы, которых любит и знает весь мир. Их труд стал достоянием всех, невзирая на их гражданство, религию или национальность. Выводы: Не говорите, что вы не знаете, как построить мир во всем мире, что этот вопрос – не в вашей компетенции. Защита природы, обустройство территории, помощь людям, находящимся в кризисной ситуации, получение профессии и достижения в различных областях деятельности – это реальные способы реализовать себя, создать комфорт, совершить добро и построить мир во всем мире. Итак, мы обсудили, чем отличаются культура войны и культура мира друг от друга. В поведении человека культура войны и культура мира выражаются в определенных поступках, тенденциях в поведении, свидетельствующих либо об агрессии, либо о миролюбии. Повторю, что сегодня только миролюбивый человек способен добиться реального успеха. Мы живем в мире, который сильно отличается от XIX века или начала XX века. Подумайте об этом. Если культура мира начинается с каждого из нас, то давайте подумаем, что для глобальной культуры мира будущего каждый из нас может сделать, начиная с преобразований в своей личной жизни, в жизни своей семьи и класса. Именно из вашего числа вырастут будущие политики, дипломаты, промышленники и ученые, которые завершат процесс формирования культуры мира в глобальном смысле. Процесс, начатый сегодня.
Источники:
2. Самарин А.Н. «Культура мира» в конфликтологической перспективе. М.2004//www.mgimo.ru\kf\myweb8\docs\samarin culture of peace.htm 3. The Seville Statement on Violence/ UNESCO, 25th General Conference. Culture of Peace Programme.- 16 November 1989, p. 2. 4. Рац М.В., Кравченко Л.П., Рокитянский В.Р., Щедровицкий Л.П. Концепция и основные направления Программы развития культуры мира в России. «Власть», №6, 2000. 5. Adams D. UNESCO and Culture of Peace. UN, 2004. 6. Энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации». Под ред. В. А. Туманова / М. – Рубрикон, 1997 г. 7. Катастрофе на АЭС в Чернобыле 20 лет. /М. – InoPressa, № 1732. 04.09.2006г. |