\Главная\Лекции\

Ответственность за собственную жизнь

Ответственность является важнейшей чертой характера, именно потому, что отличает зрелую личность от незрелой. По своему отношению к ответственности люди, независимо от возраста и социального положения, делятся на два основных типа. Первый тип - это когда личность возлагает на себя ответственность за происходящее с ней в жизни. «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. Моя судьба зависит от меня самого. Я должен и могу это сделать», - примерно такими являются жизненное кредо и постулаты такой личности. Ко второму типу относятся те, кто склонен считать ответственными за все происходящее с ними либо других людей, либо обстоятельства, случайность, судьбу. Круг этих «других людей» может быть бесконечным: родители, учителя, соседи, начальство, общество, правительство, представители другой национальности и т.д. Мы рассмотрим понятие ответственности в терминах «проактивности» и «реактивности».

Проактивность и реактивность

Термин проактивность довольно широко используется се­годня в литературе по менеджменту.(1) Проактивность означает инициативность, ответственность за собственную жизнь. Быть проактивным значит действовать, а не быть объектом воздействия.
При морфологическом разборе слова ответственность корнем является «ответ». Ответственность - это способность вы­бирать свой ответ на происходящее. Ответственный человек не станет объяснять свое поведение условиями, обстоятельствами и трудными ситуациями. Его поведение - это его собственный со­знательный выбор, в основе которого его представления о ценно­стях. Человеческой аутентичной (2) природе свойственно стремление к самостоятельности, автономности. Если жизнь человека стала зависеть от различных обстоятельств, то это потому, что он - сознательно или нет - сделал свой выбор и позволил этим силам управлять собой. Человек, который просто реагирует на жизненные ситуации, часто находится под давлением обстоятельств. Такой человек реактивен. Реактивные люди часто зависят от физических условий окружающей среды. Например, если погода хорошая, они чувствуют себя хорошо; если погода плохая, то это сказывается на их настроении и работе. Проактивные люди несут в себе свою «собственную погоду». Они движимы принципами и ценностями; и если ценностью для них является высококачественное выполнение работы, то это не будет зависеть от погоды.
Реактивные люди зависят также и от «социальной погоды». Если окружающие относятся к ним хорошо - у них все в порядке, а если же плохо - они становятся закрытыми и занимают обороните­льную позицию. Способность подчинять импульсивную реакцию своему сознанию и воле и сопоставлять ее со своими ценностями составляет сущность проактивной личности. «У нас невозможно ото­брать самоуважение, если мы сами его не отдадим» (М. Ганди).(3)
Проактивные люди более уверены в себе, более спокойны, более благожелательны, более популярны. Важно и то, что существует прямая связь между проактивностью и смыслом жизни: чем больше человек верит, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем больше смысла он видит в жизни, хотя бы в своей. И наоборот. Реактивных людей отличает повышенная тревожность, приспособленчество, низкая популярность. Все это следствие зависимости от обстоятельств и неспособности управлять своими делами. Имеются данные о большей склонности зависимых людей  к  обману  и  совершению  аморальных  поступков  (Знаков В. В., 1995). Поскольку их жизнь определяется обстоятельства­ми, случаем, волей других людей, то состояние неопределенности и тревожности становится устойчивым и превращается в черту характера. Не случайно, согласно данным исследований, 84% подростков, совершающих преступления и правонарушения, относятся к Реактивным, а в группе молодых людей с просоциальной ориентацией 72% проактивных и только 4% реактивных (Реан А. А., Коломенский Я. Л., 1999)(4). Неспособность найти опору внутри себя и поиск ее вовне приводит к тому, что человек снимает с себя ответственность за все, что с ним происходит, и возлагает ее на окружающих людей, судьбу, случай, обстоятельства. Очевидно, что при определенных условиях такая ситуация создает почву для правонарушения или аморального поступка, поскольку «облегчается» путь к недопустимому поведению под влиянием группы или лидера.
Готовность человека уступить перед испытанием, зависимость от того, что с ним происходит, наносит ему гораздо больший вред, чем само происходящее. Принять эту мысль очень трудно эмоционально, особенно когда каждый день по телевидению, радио, на страницах газет люди самого разного социального положения оправдывают свои беды обстоятельствами или поступками других людей. Однако до тех пор, пока человек не сможет открыто и честно сказать: «Сегодня я такой, какой есть, из-за выбора, сделанного мной вчера», он ничего не сможет изменить в своей жизни.
Конечно, определенные события могут доставлять нам физические или экономические неприятности или даже страдания. Но наш характер, наша внутренняя сущность ни в коей мере не должны страдать от этого. Собственно говоря, наши самые тяжелые испытания становятся тем горнилом, где выковывается наш характер.
В. Франкл - лишь один из многих людей, оказавшихся способными в труднейших обстоятельствах развить в себе внутреннюю свободу и оказать благотворное, вдохновляющее воздействие на окружающих. Наверное, каждому из нас известны люди, которые, страдая затяжной болезнью или получив тяжелое физическое увечье, сохраняют при этом удивительное присутствие духа. Ничто не производит на человека более сильного и неизгладимого впечатления, чем осознание того, что кто-то смог преодолеть свои страдания и стать олицетворением тех ценностей, которые облагораживают и возвышают жизнь.

Вслушиваясь в свою речь
Речь является реальным показателем степени проактивности.
Реактивные люди пользуются лексикой, которая снимает с них ответственность.

РЕАКТИВНАЯ РЕЧЬ
- Вот такой уж я есть (Ничего не могу с этим поделать).
- Он выводит меня из себя! (Я за себя не отвечаю. Моей эмоциональной жизнью управляет нечто, мне неподвластное).
- Я не могу этого сделать. У меня просто нет времени. (Мной управляют внешние обстоятельства - дефицит времени).
- Если бы только моя мама была более терпеливой! (Чье-то поведение ограничивает меня).
- Мне придется это сделать. (Обстоятельства и другие люди вынуждают меня делать то, что я делаю. Я не свободен в выборе собственных действий).

ПРОАКТИВНАЯ РЕЧЬ
Посмотрим, какие есть возможности.
Я могу выбрать другой подход.
Я контролирую свои чувства.
Я могу подготовить эффективную презентацию.
Я выберу соответствующую реакцию.
Я выбираю.
Я предпочитаю.
Я сделаю.
Речь реактивного человека сводится к перекладыванию от­ветственности. Я не ответственен за то, что происходит, я не способен выбирать свою реакцию.
Реактивная модель поведения - это сценарий поведения для зависимых людей. Может показаться, что раз «проактивный» значит «независимый», то это в действительности может значить «нахальный, агрессивный и бесчувственный человек», но это совсем не так. Удел зависимых людей прибегать к силе, агрессии, служебному положению каждый раз, когда им не хватает уверен­ности в своих человеческих качествах. «Независимый» значит «самостоятельный», «ответственный». Проактивные люди отнюдь не наглецы. Это люди, имеющие свою принципиальную позицию. Они умны и мужественны. Они руководствуются ценностями, разбираются в жизни и знают, что нужно делать. Например, к таким людям можно отнести А. Д. Сахарова.
Можно обратиться также и к жизни Махатма Ганди. Органы законодательной власти обвиняли его за то, что он не желал обличать гневными речами Британскую империю в порабощении индийского народа. В это время Ганди на полях спокойно, неторопливо и незаметно расширял свою сферу влияния среди простых крестьян. Нарастающий поток поддержки, веры и преданности низов сопровождал Ганди в его походах по всей стране. Хотя у Ганди не было ни личного кабинета, ни политического поста, он постепенно, через сострадание к ближнему, личное мужество и силу нравственной позиции сумел завоевать такой авторитет, что поставил Англию на колени и разрушил ее политическое господство над трехсотмиллионным народом Индии.
«Иметь» и «быть»
Один из способов определения степени свободы человека за­ключается в разграничении понятий «иметь» и «быть».(5)
- Если бы только у нас был учитель без диктаторских наклон­ностей...
- Если бы только у меня был более терпимый муж..
- Если бы у меня были более послушные ученики...
- Если бы у меня был настоящий друг...
- Если бы у меня было больше времени...
Когда человек думает, что проблема «где-то там», сама эта мысль и является проблемой, потому что он сознательно отказы­вается от принятия собственного решения. В этом заключается пассивная тактика ожидания перемен. Проактивный подход в основу всего ставит характер. Свободный человек стремится и может быть другим и этим влияет на ситуацию:
- я могу быть более находчивым,
- я могу быть более старательным,
- я могу быть более изобретательным,
- я могу быть более открытым для общения.
Обвиняя во всех грехах других, жалуясь на свою ситуацию, человек превращает себя в беспомощную жертву. Его вера в свои силы тает на глазах. Снимая с себя ответственность за происходящее, человек сам себя обезоруживает. Путь к любым достижениям начинается с победы над самим собой.
Прокомментируйте с учащимися следующие афоризмы:
«Прежде, чем владеть Вселенной, научись владеть самим собой»,
«Жалобы, критика и недовольство - яд для души», «Жалобы убивают возможность победы».
Брать и выполнять обязательства
Основу проактивности и нравственного развития составля­ет верность обязательствам перед самим собой и перед другими... Оставаясь преданным своим обещаниям даже тогда, когда это очень трудно, человек создает прочный фундамент благородного характера. Выполнение принятых на себя обязательств, пусть даже совсем небольших, создает внутренний стержень личности.
Таким образом, осознание происходящих в характере изменений позволяет глубже усваивать принципы, на которых основывается жизнь достойного человека, и обретать силу характера, необходимую для здоровой и счастливой жизни.

1. Covey Stephen R. Principle-centred leadership. New York, 1991.
2.Аутентичный - максимально функциональный, исходя из природ­ных качеств.
3.Ганди Мохандас Карамчанд (Махатма Ганди), 1869-1948, один из лиде­ров и идеолог индийского национально-освободительного движения.
4.Реан А. А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психо­логия. - Спб.: Питер, 1999.
5.Erich Fromm. To have or to be. Abacus. London, 1995.

http://www.x-carp.narod.ru

Используются технологии uCoz