\Главная\Лекции\

Личностные кризисы на пути к зрелости

В человеке его человеческие черты формируются только потому, что с первого в своей жизни вдоха он - существо общественное. Общественная сущность человека проявляется в его отношениях, связях, взаимоотношениях с другими людьми. Познав мир и себя как частицу мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, отношения, удовлетворяющие его материальные и духовные потребности, ребенок включается в общество, становится его членом. Этот процесс приобщения личности к обществу и, следовательно, процесс и результат формирования личности ученые называют социализацией.

Этот процесс длится всю жизнь - с раннего детства до глубокой старости. На каждом этапе своей жизни человек должен осваивать новые для себя социальные роли, культурные ценности и нормы. Подчеркнем, что речь идет не только об адаптации, когда человек просто принимает свою социальную реальность, и не «конформизме» советских времен - грубой форме адаптации к коллективу, когда нередко происходило приспособленчество, потеря своего «Я», превращение в псевдоличность. Речь идет об интеграции. А это совсем иной, более сложный и более гибкий процесс, когда личность выступает субъектом взаимодействия с обществом, находит себя в нем и формирует свое «Я». Становление человека в обществе неразрывно связано с интернализацией системы ценностей, превращением ее в качества зрелой личности.

Результат социализации определяется не только и не столько сложностью социальных влияний, сколько отношением самого человека к социальному и культурному «меню». Общепринятые нормы морали и этики задают параметры того, что одобряемо, и того, что неприемлемо. Нормы и принципы позволяют обществу оказывать социализирующее воздействие на личность, тем не менее оставляя за ним право выбора. Поэтому процесс социализации как процесс становления личности неразрывно связан с интернализацией системы ценностей, превращением ее в качества зрелой личности.

Психологический гомеостаз

Человек живет в постоянно меняющемся мире, и для того, чтобы выжить, он должен улавливать и верно анализировать эти изменения, уметь к ним приспосабливаться. В этой связи уместно говорить о «психологическом гомеостазе», который представляет из себя процесс, поддерживающий психологическое и социальное здоровье человека в меняющихся условиях. Одной из особенностей этого процесса является непрерывность. Если гомеостатический процесс нарушается - организм заболевает. Если нарушения продолжаются в течение длительного времени - организм умирает. Аналогично, если отношения между личностью и средой нормальные, то человек сохраняет свое душевное здоровье. Те же, кто не может приспособиться к новым условиям, сохраняя свой психологический гомеостаз, оказываются на обочине жизни. Природой предусмотрена способность организма перестраиваться в соответствии с новыми условиями и функционировать на новом уровне. Например, организм спортсмена постепенно адаптируется к новым нагрузкам, становясь более сильным и выносливым. При этом эти новые нагрузки вначале воспринимаются организмом болезненно. Аналогично процесс адаптации к новым социальным условиям может сопровождаться болезненным состоянием, которое переживается личностью как кризис.

Определение кризиса

Буквальный перевод слова «кризис» с греческого означает «решение», «поворотный момент», «исход». Поэтому кризис означает:

1) резкий, крутой перелом;

2) тяжелое переходное состояние какого-либо процесса или объекта;

3) острый недостаток, нехватка чего-либо.

По своему личному опыту каждый знает, что в жизни бывает длительные сравнительно стабильные периоды и кратковременные нестабильные, сложные критические моменты. Кризис связан с ощущением несоответствия своего состояния изменяющимся требованиям социальной среды. Однако противоречия и сложности, с которыми мы сталкиваемся постоянно, не всегда перерастают в кризис.

Когда имеющиеся личностные ресурсы не позволяют человеку реализовать значимые, фундаментальные для него цели, интересы и потребности, возникает проблема, от которой он не может уйти и которую не может решить известными ему, привычными способами. Вот такая ситуация и есть кризис. Поэтому можно сказать, что личностный кризис - это поворотный момент в развитии личности. Он наступает, как осознание невозможности быстро решить проблему нового этапа взросления. Личность стоит перед фактом, что придется претерпеть серьезные изменения, избавиться от каких-то черт характера, привычных моделей поведения и общения, которые стали препятствием на пути социализации. Кризис позволяет от них освободиться, в этом его основной положительный смысл. Он расчищает место для формирования нового в характере и усвоения новых более эффективных моделей взаимодействия с окружающими. Кризис - это время потерь, позволяющих «вместить» новый жизненный опыт и обрести более полный взгляд на жизнь.

Итак, отметим важнейшие черты личностного кризиса.

- Вызывается ситуацией невозможности решить жизненные важнейшие проблемы привычными способами.

- Предполагает существенную перестройку личности и ее связей с окружающим миром.

- Является водоразделом между относительно стабильными фазами развития, уровнями зрелости, а также механизмом их смены.

- Обозначает время, когда в личности умирает вес старое и рождается новое.

- Влечет за собой освоение нового статуса и новых ролей.

- Кризис - это вызов, брошенный жизнью.

- Не патология, а фактор эффективного развития личности.

- Может быть как источником силы личности, так и фактором, выявляющим недостатки и ограничения.

- Трудности преодоления могут стать причиной асоциализации и девиантного поведения.

Кризис связан с необходимостью освоения новых ролей, о которых у личности еще достаточно смутные представления. Уже освоенные роли могут вступать в столкновение с осваиваемыми. Кризис - это период острых межролевых и внутриролевых конфликтов, возникающих как следствие обучения новому ролевому репертуару. Например, с наступлением юношеского возраста, молодой человек должен принимать на себя больше ответственности за свою жизнь, поскольку он готовится войти во «взрослый мир». Он сталкивается с «недетскими» проблемами, разрешение которых требует от него более зрелого мышления. Состояние кризиса наступает с отчетливой ясностью особенно после неудачных попыток решить «недетские» проблемы детскими способами. Тогда кризис переживается как время беспокойства и неуверенности. Личность в условиях кризиса представляет довольно расплывчатое, порой жалкое зрелище. Она в значительной мере выведена из равновесия, дезорганизована. Причина такого состояния в ярко выраженном «пограничном» положении, которое связано с «застреванием» между прежней и новой позициями. Постепенно человек осваивается с новым ролевым репертуаром и социальным статусом. Этот процесс состоит из нескольких стадий.

Первая стадия кризиса - дезорганизация

Это наиболее трудная фаза с преобладанием разрушительных тенденций. Личность выходит из устойчивого состояния равновесия и стабильности. Это касается как психологических, так и социальных аспектов жизни индивида. Вспомним известную аналогию: каждый наш новый шаг есть выход из равновесия и остановленное падение. Личность убеждается в ограниченности своих взглядов на жизнь, на других людей, на самого себя. Нарастают трудности в различных видах деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми. Человеку либо вообще непонятны новые ожидания и требования со стороны других людей, либо он не может (или не хочет) им соответствовать. Так или иначе, поле конфликтного взаимодействия резко расширяется. Личность зачастую начинает терять интерес к той деятельности, которая недавно составляла основной ее смысл. В этой ситуации очень легко попасть в порочный круг, усугубляющий личностный кризис. Неудачи в различных видах учебной или профессиональной деятельности еще больше дезорганизуют личность. Жить в таком режиме долго человек не в состоянии, так как это колоссальное напряжение всех его сил (к тому же часто неплодотворное).

В результате человек может резко ограничить свое взаимодействие с внешним миром. «Непонятый», «обиженный» этим миром, он уходит в себя, становится необщительным и замкнутым. «Пограничное» состояние очевидно.

Для большинства людей это возможность лучше разобраться в себе и ситуации, найти ответы на предъявленную жизнью проблему. Ортега-и-Гассет назвал эту ситуацию «стратегическим отступлением в себя». Здесь мы имеем дело с переходом к следующей стадии кризиса.

Вторая стадия кризиса - реорганизация личности

Это период ее обновления, роста, изменения. Личность, обретая новые черты, получает возможность развития, овладения новым статусом, «ролевым репертуаром». Даже если кризис разрешается не очень эффективно, человек так или иначе адаптируется к новым условиям, т. е. ресоциализируется..

«Уход в себя» в особо тяжелых случаях может развиваться и в направлении коллапса, личностной катастрофы, когда человек не нашел ответов на проблему, оказался в тупике, убедил себя в своей несостоятельности, никчемности, «никомуненужности». Жизнь кажется бессмысленным, тяжелым бременем. Без посторонней помощи и тактичной поддержки выбраться из этой кризисной ситуации бывает крайне сложно.-(на определенном уровне) С другой стороны.

необходимость перехода к новым ролям человек может найти неверные, социально неприемлемые ответы на свою жизненную проблему. Тогда мы имеем дело с – девиантным поведением, ассоциализацией (см. схему 2)

Схему развития личностного кризиса с точки зрения процессов социализации можно представить следующим образом:

                                                                                                 -> асоциализация

Социализированность ->Десоциализация -> Личностный кризис -> ресоциализация

                                                                                                 -> суицид

Схема .

Чем меньше разрыв между процессами десоциализации и ресоциализации, тем легче человек проходит кризисный период. Существует мнение: чем глубже личностный кризис, тем лучше человек может раскрыться, реализовать свой потенциал. Однако данное утверждение неоднозначно и спорно, т. к. с углублением личностного кризиса возрастает опасность девиантных форм его разрешения.

Кризисная ситуация заставляет человека углублять, уточнять представление о самом себе: кто я? зачем я? каким я должен быть? каким я хочу быть? каким меня видят другие? Это период крушения авторитетов. Для выхода из кризиса необходимо пересмотреть свою роль в коллективе, искать новые эталоны поведения, оценок. Задержки в определении новых авторитетов, ценностей и своего отношения к окружающей действительности затягивают процесс десоциализации. Усугубляется разрушение личности, усиливаются тенденции к деперсонализации, утрате своего «Я».

Кризис приводит к естественному в этой ситуации эгоцентризму, ожиданию исключительного внимания к себе, нечуткости к близким. Все это еще более усложняет круг проблем личности. В таком случае дезориентация, связанная с необходимостью изменения представлений о самой себе, изменения в восприятии других людей (надо сориентироваться в новых ожиданиях, требованиях), приводят к трудностям в восприятии окружающей обстановки. Реальность теряет привычную ясную картину, становится подвижной, нечеткой, расплывчатой.

Важно помнить, что все эти трудности и сложности (с разной степенью остроты) являются естественными в кризисный период социализации. Кризис - это и способ нашего развития, и та цена, которой мы за развитие расплачиваемся. Это утрата и обретение себя на новом горизонте развития.

Стресс и здоровье

Хотя кризисы и являются естественным и нормальным явлением человеческой жизни, следует учитывать их влияние на здоровье. Жизнь любого человека проходит светлые и темные полосы, наши компенсаторные механизмы позволяют успешно снимать эти напряжения. Тем не менее, случается и так, что повышенная психическая активность, каскад всевозможной информации, конфликтные ситуации, серия неудач приводят к эмоциональным стрессам, формируют состояние постоянной тревоги. стойко окрашивающее настроение человека. Все это не может не сказаться на состоянии здоровья.

Эмоциональный стресс - состояние напряжения может быть вызвано неприятными переживаниями, такими, как гнев, тоска, тревога, страх, подавленность и т. д. В медицине существует целое направление - психосоматическая медицина, объясняющее многие заболевания внутренних органов (например, язвенную болезнь, инфаркт и др.), не нашедшими выхода в поведении человека отрицательными эмоциями. Эти заболевания называют психосоматическими («сома» - по-гречески «тело»). Они возникают при часто повторяющихся эмоциональных стрессах вследствие перехода отрицательного эмоционального возбуждения в устойчивую форму. Где же выход? Ведь конфликтные ситуации в человеческой жизни явление довольно частое.

Стресс не фатален. Он является нормальным явлением. Это защитная реакция организма, срабатывающая в самых разных ситуациях. При стрессе кора надпочечников начинает интенсивно вырабатывать гормоны, необходимые организму в критической ситуации. Сначала в ход идут запасы углеводов, затем сжигаются жиры и белки. Быстрая мобилизация ресурсов помогает организму преодолеть неблагоприятное воздействие. Но вес это полезно только в том случае, если состояние стресса продолжается недолго. Если же стресс затягивается, он дорого обходится организму. Запасы энергетического сырья вскоре исчерпываются, наступает стадия истощения, нарушается жизнедеятельность важнейших систем. Поэтому, чтобы предотвратить неблагоприятные последствия стресса, нужно создать такие условия, которые не дадут отрицательным эмоциям перейти в устойчивую форму. Именно в этом заключается высшая социальная культура человека - не наращивать конфликты, которые опасны, а вовремя каждый из них ликвидировать. Много важных способов снятия эмоционального напряжения можно найти в работе В. Л. Леви «Искусство быть собой».

Итак, стресс не только неизбежен - гораздо существеннее то, что он еще и необходим. И дело, конечно, не в том, что стресс, по образному выражению Ганса Селье, канадского ученого, первым открывшего и изучившего этот защитный механизм человеческого организма, является «острой приправой к повседневной пище жизни». Стресс, как утверждает тот же Селье, необходим потому, что активизирует приспособительные возможности организма. При столкновении с опасностями стресс мобилизует, а потому «полная свобода от стресса равносильна смерти».

Перед человеком, добившимся поставленной цели и вполне довольным своим нынешним положением, открываются две возможности: он может либо ставить перед собой новые задачи (как это обычно происходит, например, в процессе творчества), либо успокаивается на достигнутом. Но именно в последнем случае, при отказе от дальнейшего поиска, и развиваются вдруг «болезни достижения», психосоматические заболевания, или депрессия.

В то же время, если человек принимается за решение новых, пусть даже очень трудных проблем, его здоровье остается нормальным, хотя в процессе решения этих проблем он может периодически испытывать горечь неудач. Ведь в конце концов основной фактор, влияющий на здоровье, - не эмоции, а характер поведения, наличие или отсутствие поисковой активности. Можно смело сказать, что лучше испытывать неприятные переживания, стимулирующие к поиску, чем находиться в расслабленном состоянии пассивного самодовольства и энтропии.

Высокая поисковая активность играет важную биологическую роль, повышает устойчивость организма к вредным воздействиям. Например, врачи, самоотверженно работающие при эпидемиях особо опасных инфекций, часто оказываются к ним не восприимчивыми; матери - единственные кормилицы семьи, несмотря на часто трудную работу, заболевают реже, чем незанятые женщины, хорошо материально обеспеченные; ученый, систематически жертвующий полноценным отдыхом ради творчества, становится долгожителем.

Состояние здоровья в старости также в большой степени зависит от уровня активности. Известно, как быстро наступает одряхление у активных людей после выхода на пенсию, если они не находят применения своей активности. Знание исключительной роли поисковой активности позволяет предположить, что даже при длительном стрессе стадия истощения наступает только тогда, когда поисковая активность сменяется отказом от поиска.

Нельзя забывать, что от отношения к окружающим зависит как наше собственное здоровье, так и здоровье других людей Воспитание уравновешенного характера, развитие доброжелательности, коммуникабельности, решимость не останавливаться на достигнутом может сделать даже эмоциональный стресс союзником здоровья.

Будьте готовы к кризису

Даже тех, кто обычно успешно справляется с жизненными перипетиями, кризис может ввергнуть в состояние полного смятения. Жизнь бывает непредсказуема. Переживая кризис, можно многое узнать о себе, о других людях и окружающем мире, выяснить кто есть кто. Каждое новое испытание увеличивает нашу уверенность и способность пережить следующее. Мудрость, жизненный опыт, умение сопереживать страданиям других людей, глубокие и доверительные отношения с теми, кто оказался рядом в трудную минуту, становятся неожиданным вознаграждением за пережитые события, хотя поначалу может казаться, что они только разрушают жизнь. Девиантное поведение, зависимость, суицид - это не ответ на кризис, а только быстрый способ саморазрушения. Кризис может стать как дверью в круг зависимости, так и школой жизненной мудрости.

http://www.x-carp.narod.ru

Используются технологии uCoz